В преддверии новогодних «распродаж» хотим напомнить о правах потребителей при проведении подобных акций. Разобраться в этом вопросе изданию  «Я и закон»  помогла д.ю.н., профессор, завед. кафедрой гражданского процесса, профессор кафедры гражданского права НУ «ОЮА» Нелли Юрьевна Голубева.

Мы не будем останавливаться на различных маркетинговых ловушках, известных многим, поскольку вера в честность продавцов умаляется с каждым годом по мере продвижения наработанных десятилетиями уловок для привлечения потребителей. Украинская практика оставила позади западных маркетологов, которые стараются обходится игрой на чувствах потребителя, «легких вводом в заблуждение», а до откровенного обмана, распространенного у нас, как правило, не доходят (боязнь штрафов, думаем, играет здесь не последнюю роль).

Права потребителей закреплены в Законе Украины «О защите прав потребителей» (далее – Закон).

Этот Закон распространяется не на любых покупателей, а только потребителей. Потребитель — физическое лицо, которое приобретает, заказывает, использует или намеревается приобрести или заказать продукцию для личных нужд, непосредственно не связанных с предпринимательской деятельностью или выполнением обязанностей наемного работника.Он распространяется не только на отношения, возникающие из договора розничной купли-продажи, но и на отношения оказания услуг и выполнения работ при условии, если с одной стороны в договоре принимают участие потребители, а с другой субъект предпринимательской деятельности, а услуги и работы не связаны с предпринимательской деятельностью, заказываются для удовлетворения бытовых, личных потребностей.

В соответствии со ст. 15 Закона потребитель имеет право на получение необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции, обеспечивающей возможность ее сознательного и компетентного выбора. Информация должна быть предоставлена потребителю до приобретения им товара или заказа работы (услуги).

Употребление понятий «СКИДКА» или «уменьшенная цена» или любых других, аналогичных по значению, разрешается только с соблюдением следующих условий:

1) если они применяются к продукции, которую непосредственно реализует субъект хозяйствования;

2) если такого рода скидка или уменьшение цены применяется в течение определенного и ограниченного периода времени;

3) если цена продукции является ниже ее обычной цены.

К сожалению, продавцы часто нарушают эти правила, специально завышают стоимость товара перед акцией, а затем делают скидку на разницу между завышенной и реальной стоимостью.

Употребление понятия «РАСПРОДАЖА» или любых других, аналогичных ему, разрешается лишь с соблюдением таких условий:

1) если осуществляется распродажа всех товаров в пределах определенного места или четко определенной группы товаров;

2) если продолжительность распродажи ограничена во времени;

3) если цены товаров, подлежащих распродаже, являются меньшими, чем их обычная цена.

После публичного уведомления о начале проведения распродажи, применения скидок или уменьшения цены до потребителей должна доводиться информация о цене продукции, которая была установлена ДО начала проведения соответствующей распродажи, применения скидок или уменьшения цены, а также цене этой же продукции, установленной после их начала (то есть обязательно должна быть указана текущая цена).

Эти правила распространяются не только на стационарные магазины, но и «дистанционные» торговые точки (интернет-магазины, заказ товаров по каталогам или через «магазин на диване»).

Потребителям нужно быть внимательными. Например, часто в конце года сервисные центры известных брендов электроники и бытовой техники отправляют обратно бракованные товары в магазины, чтобы освободить склады. Производитель распродает их со скидкой до 50%, а продавцы скрывают, что «акционный» товар был когда-то неисправным, страхуя себя оговоркой «Акционный товар возврату и обмену не подлежит». Эти условия прописаны мелкими буквами в рекламе распродажи.

Однако, к товарам, купленным на распродажах и со скидками применяются такие же правила возврата, как и к товарам, приобретённым без них. В соответствии со ст. 6 Закона продавец (производитель, исполнитель) обязан передать потребителю продукцию надлежащего качества, а также предоставить информацию об этой продукции. Сделав скидку, продавец не может уменьшать права покупателя.

Приобретая товар по сниженной цене, потребитель сохраняет абсолютно все права, поскольку на «акционный товар» полностью распространяются гарантии, предусмотренные ст.ст. 7, 8 и др. Закона:

1) производитель (исполнитель) обеспечивает надлежащую работу (применение, использование) продукции, в том числе комплектующих изделий, в течение гарантийного срока;

2) относительно обязательств производителя (исполнителя) или продавца, предусмотренные рекламой;

3) возможность в течении срока годности или гарантийного срока предъявить требования, предусмотренные на случай приобретения товара ненадлежащего качества (при выявлении недостатков требовать: пропорционального уменьшения цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения расходов на устранение недостатков товара, а в случае выявления существенных недостатков – расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы; требовать замены товара на такой же товар или на аналогичный, из числа имеющихся у продавца (производителя), товар);

4) возможность обменять или вернуть товар надлежащего качества, если он не подошел, при условии сохранения его товарного вида и другие права, предусмотренные в Законе.

Нужно отличать скидку, распродажу от уменьшения цены в результате уценки. УЦЕНКА товара производится в случае наличная дефекта в товаре, о котором продавец предупреждает покупателя.

В этом случае возврат товара будет невозможен, кроме случая, когда в товаре был обнаружен иной недостаток, о котором потребитель не был уведомлен.

Напомним также, что Закон выдвигает также четкие требования относительно указания ЦЕНЫ товара.

— Продавец (исполнитель), реализующий продукцию, должен обязательно указывать цену КАЖДОЙ единицы такой продукции или одной категории продукции и цену одной стандартной единицы этой продукции.

— Надписи относительно цены реализации продукции должны быть ЧЕТКИМИ и ПРОСТЫМИ для понимания.

— Цена продукции должна ВКЛЮЧАТЬ в себя все налоги и неналоговые обязательные ПЛАТЕЖИ, которые согласно законодательству уплачиваются потребителем во время приобретения соответствующей продукции.

— Цена товара отмечается за одну УПАКОВКУ такого товара, а если товар поставляется без упаковки — за ЕДИНИЦУ ИЗМЕРЕНИЯ, которая обычно применяется к такому товару.

— В случае когда за одну цену предлагается несколько товаров, работ или услуг или их сочетание или если продавец (исполнитель) предоставляет потребителю при реализации одной продукции право получить другую продукцию по уменьшенной цене, до потребителя доводится информация относительно:

1) содержания и стоимости предложения и в случае предложения товаров, работ или услуг за одну цену — цены таких товаров, работ или услуг, взятых отдельно;

2) условия принятия предложения, в частности срока его действия и любых ограничений, включая ограничение относительно количества.

Помните, что в отличие от весенних и осенних распродаж, когда нужно освободить полки магазинов от вещей из прошлой коллекции, новогодняя акции, как правило, чисто маркетинговый ход, у которого свои законы и правила (от формирования различных комплектов, продажи последних размеров, две по цене одной, продажи товаров менее известных брендов и т.д.).

Остап Бендер знал 400 сравнительно честных способов отъема денег, но он не знал о распродажах, а продавцы знают …

Напомню, что с апреля 2016 года функции государственного органа по защите прав потребителей перешли к Государственной службе Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (укр. –Держпродспоживслужба), которая образована в соответствии с постановлением КМУ от 10 сентября 2014 года № 442 «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти».

Вы можете обратиться в Главное управление Госпродпотребслужбы в Одесской области. Подробнее: http://consumer.odessa.ua/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

13 − пять =