Отчужденные земли лесного фонда могут вернуть государству

0
616

Если на момент принятия поселковым советом решения об отчуждении земли лесного фонда находились в госсобственности и выбыли из владения государства помимо его воли (поскольку распоряжаться ими мог только Кабинет Министров, который никаких действий не совершал), земли истребуются от добросовестного приобретателя в порядке ст.388 ГК. Об этом сообщает «Лига».

Верховный Суд Украины на заседании Судебной палаты по гражданским делам 3 февраля 2016 года рассмотрел дело № 6-1814цс15 об отмене решения, признании договора недействительным, признании государственного акта недействительным и истребовании имущества — земельного участка лесного фонда.

При рассмотрении была сформирована следующая правовая позиция. Согласно статье 7 Лесного кодекса леса, которые находятся в пределах территории Украины, являются объектами права собственности Украинского народа.

В соответствии со статьей 8 ЛК в государственной собственности находятся все леса Украины, кроме лесов, находящихся в коммунальной или частной собственности. Право государственной собственности на леса приобретается и реализуется государством в лице Кабинета Министров, Совета министров АР Крым, местных государственных администраций в соответствии с законом.

Согласно статье 13 Земельного кодекса именно к полномочиям Кабинета Министров Украины в области земельных отношений относится распоряжение землями государственной собственности в пределах, определенных этим Кодексом.

Передача в собственность, предоставлениие в постоянное пользование для нелесохозяйственных потребностей земельных лесных участков площадью более 1 га, находящихся в государственной собственности, относится к полномочиям Кабинета Министров в сфере лесных отношений (статья 27 ЛК в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений — 2008 год).

В соответствии с частью девятой статьи 149 ЗК в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, Кабинет Министров изымает земельные участки государственной собственности, которые находятся в постоянном пользовании, — пашню, многолетние насаждения для несельскохозяйственных нужд, леса площадью более 1 га для нелесохозяйственных потребностей, а также земельные участки природоохранного, оздоровительного, рекреационного назначения, кроме случаев, определенных частями пятой — восьмой настоящей статьи, и в случаях, определенных статьей 150 настоящего Кодекса.

Установив, что земельные участки, в том числе и спорный земельный участок, которые были отчуждены по решению поселкового совета, относятся к землям лесного фонда, отнесенным к категории лесов первой группы (леса населенных пунктов, которые предназначены для выполнения рекреационных, санитарно-гигиенических и оздоровительных функций), и на момент принятия поселковым советом решения об их отчуждении находились в государственной собственности и выбыли из владения собственника — государства — помимо его воли, поскольку в соответствии с действующим законодательством право распоряжения ими принадлежало Кабинета Министров, однако никаких действий по распоряжению указанными земельными участками Кабинет Министров не совершал, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для истребования спорного земельного участка от добросовестного приобретателя в порядке статьи 388 Гражданского кодекса.

В этом деле суд кассационной инстанции правильно применил к спорным правоотношениям статью 388 ГК, которая подлежала применению, и пришел к обоснованному выводу об истребовании спорного земельного участка в добросовестного приобретателя и возвращении участка в распоряжение государства в лице Кабинета Министров.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь