Комитет поддержал устранение дискриминационных положений из Уголовно-исполнительного кодекса

0
408

Комитет по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности рекомендует Верховной Раде принять за основу законопроект 6015 «О внесении изменения в статью 101 Уголовно-исполнительного кодекса Украины относительно устранения дискриминационных положений»

Документ об устранении дискриминационных рисков жерегистривровали в Раде  2 февраля 2017. Целью его разработки является внесение изменений в статью 101 Уголовно-исполнительного кодекса Украины путем исключения из нее пункта 2 части второй этой статьи, которым установлены ограничения возможности перевода на участок социальной реабилитации для лиц, которые достигли пенсионного возраста или являются инвалидами І-II.

Статья 24 Конституции Украины определяет, что граждане имеют равные конституционные права и свободы и являются равными перед законом. Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений.

Соблюдение принципов равенства и недискриминации в процессе исполнения наказания в виде лишения свободы является важным залогом обеспечения прав осужденных. Вместе с этим, отдельные положения Уголовно-исполнительного кодекса Украины не соответствуют указанным принципам.

Так, частью шестой статьи 94 и частью первой статьи 99 УИК Украины предусмотрено, что в участке социальной реабилитации держатся впервые осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, преступления небольшой и средней тяжести, а также осужденные, которые направлены с участка карантина, диагностики и распределения, а также переведенные из участка ресоциализации в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Осужденные, которые находятся в указанном участке, в свободное от работы время от подъема до отбоя пользуются правом свободного передвижения в пределах территории участка; с разрешения администрации колонии могут передвигаться без надзора вне территории участка, но в пределах населенного пункта, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы либо в связи с обучением; могут носить гражданскую одежду, иметь при себе портативные персональные компьютеры и аксессуары к ним, деньги и ценные вещи, пользоваться деньгами без ограничения; имеют право отправлять письма, получать бандероли, посылки, передачи, получать краткосрочные свидания без ограничения, а длительные свидания — до трех суток один раз в месяц; после отбытия шести месяцев наказания в участке в случае отсутствия нарушений режима отбывания наказания, наличии жилищных условий с разрешения администрации колонии могут проживать в пределах населенного пункта, где расположена колония, со своими семьями, приобретать в соответствии с действующим законодательством жилой дом и заводить личное хозяйство (часть вторая статьи 99 УИК Украины).

Следовательно, условия пребывания осужденных к лишению свободы в участке социальной реабилитации являются менее строгими по сравнению с другими участками исправительной колонии и предусматривают меньшее количество ограничений для осужденных.

Вместе с этим, частью второй статьи 101 УИК Украины предусмотрено, что не подлежат переводу в участок социальной реабилитации:

  • лица, имеющие досрочно не сняты или не погашены в установленном законом порядке взыскания, указанные в абзацах 4, 6-10 статьи 132 настоящего Кодекса, течение срока, определенного статьей 134 настоящего Кодекса;
  • инвалиды І-II групп и лица, достигшие пенсионного возраста;
  • лица, не прошедшие полный курс лечения венерического заболевания, активной формы туберкулеза, психического расстройства, алкоголизма и наркомании;
  • лица, осужденные за совершение умышленного преступления в период отбывания наказания в виде ареста или ограничения свободы.

Согласно статье 1 Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине» дискриминация определяется как ситуация, при которой лицо и/или группа лиц в частности, по признакам  возраста, инвалидности или другим признакам, которые были, есть и могут быть действительными или допущенными, испытывает ограничения в признании, реализации или пользовании правами и свободами в любой форме, установленной Законом.

Следовательно, установленные пунктом 2 части второй статьи 101 УИК Украины ограничения относительно лиц, которые достигли пенсионного возраста или являются инвалидами І-II группы, в отношении возможности перевода на участок социальной реабилитации составляют прямую дискриминацию по признаку возраста и инвалидности. Кроме этого, указанные ограничения не соответствуют статье 6 Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине» и части пятой статьи 7 УИК Украины, которым запрещаются любые формы дискриминации, в частности, по признакам возраста и инвалидности.

Принятие этого Закона может привести к устранению приведенных дискриминационных ситуаций по отношению к осужденным к лишению свободы, которые достигли пенсионного возраста или являются инвалидами І-II группы и улучшит условия содержания этих лиц.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь