Какие опасности ждут украинцев с введением института частных исполнителей?

0
1250

     В октябре этого года вступят в силу принятые Верховной Радой 2 июня 2016 законы «Об органах и лиц, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» (№1403-VIII), «Об исполнительном производстве» (№1404-VIII). Указанные акты имеют целью повышение эффективности деятельности органов и лиц, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и обеспечения надлежащей реализации завершающей стадии судебного разбирательства. Предполагается внедрение смешанной системы исполнения судебных решений модернизации службы государственных исполнителей и введение института  частных исполнителей.

Олег Ткачук, судья Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, кандидат юридических наук, доцент, рассказал свое видение надежд и опасений от нововведений.
«Есть разное видение оптимальной модели исполнительного производства в Украине: как во введении института частных исполнителей, так и в выборе судебной или административной организационной формы государственных исполнителей.
Например, высказывались предложения, что исполнители судебных решений должны находиться в штате судов, а исполнители всех других юрисдикционных актов — уходить в состав единой государственной службы.
Однако возвращение к публично-правовой модели не способно решить проблем, существующих в сфере исполнительного производства и могут привести к еще большим нарушениям разумности сроков. Тем более, как показывает опыт зарубежных стран, реформирование должно происходить не в рамках публично-правовой модели, а путем постепенного перехода к частноправовой.
Многие теоретики и практики одобрительно относятся к внедрению в Украине смешанной модели исполнительного производства. Так, отмечается, что система принудительного исполнения судебных решений целесообразно построить в соответствии с типовой смешанной модели. То есть предлагается при сохранении всех полномочий органов государственной исполнительной службы право выполнять судебные решения предоставить частным исполнителям.
Положительными моментами новых законов являются:
разгрузки государственной исполнительной службы;
формирование открытого Единого реестра должников;
автоматизация процедуры исполнения решений;
усиление ответственности должника;
сохранение права взыскателя на обращение в государственный или частного исполнителя;
оставление в исключительной компетенции государственного исполнителя взысканий по определенным видам документов.
Также стоит ожидать дополнительных поступлений в госбюджет через налоги, выплачиваться частные исполнители, и повышения эффективности исполнения судебных решений за счет правильности исполнителей.
Вместе с тем следует выразить и некоторые опасения относительно функционирования такой системы. В частности, проблемами остаются:
соответствие принципу пропорциональности в демократическом обществе полномочий, которыми будет наделен частный исполнитель;
сохранение баланса между полномочиями государственных и частных исполнителей;
высокая стоимость услуг частных исполнителей и невозможность широких слоев населения обратиться к ним из-за отсутствия средств на авансирование их затрат.
Также риски могут возникнуть из-за отсутствия доверия к частным исполнителей со стороны общества, вероятность злоупотреблений и отсутствие механизма действенного судебного контроля за частными дельцами. Кроме этого, бросается в глаза однобокость реформы в регламентации статуса частного исполнителя, при которой отсутствует параллельная оптимизация статуса государственного исполнителя. », — рассказал Олег Ткачук.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь