Доступ к профессии адвоката в Украине и Польше: что ждет украинских юристов в рамках реформы адвокатуры

0
1302

Своим мнением о реформе адвокатуры  и доступе к профессии адвоката в Украине и Польше с изданием «Я и закон» поделилась к.ю.н., доцент кафедры гражданского права Национального университета «Одесская юридическая академия» Екатерина Некит.

Одной из многочисленных реформ, проводимых в процессе евроинтеграции, стало введение адвокатской монополии на представительство в судах Украины. Невзирая на многочисленные дискуссии вокруг этого вопроса, сегодня в соответствии со ст. 59 Конституции Украины, каждый имеет право на профессиональную законодательную помощь. Очевидно, с учетом последних тенденций, вполне вероятны и другие изменения, которые будут влиять на правовой статус адвоката и порядок регулирования адвокатской деятельности в Украине. Поэтому целесообразным представляется анализ подходов европейских законодателей к определению принципов регулирования адвокатской деятельности, и в частности, к решению вопроса о допуске к адвокатской профессии, что приобретает особую актуальность в Украине после введения адвокатской монополии и существенного увеличения количества желающих получить право на занятие адвокатской деятельностью.

Как известно, в Украине порядок приобретения права на занятие адвокатской деятельностью определен Законом Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» от 5 июля 2012 г., в частности, в соответствии со ст. 6 указанного Закона, адвокатом может быть физическое лицо, которое имеет полное высшее юридическое образование, владеет государственным языком, имеет стаж работы в отрасли права не меньше двух лет, сдало квалификационный экзамен, прошло стажировку (кроме случаев, установленных этим Законом), приняло присягу адвоката Украины и получило свидетельство о праве на занятие адвокатской деятельностью. Этой же статьей установлены ограничения права на осуществление адвокатской деятельности, а именно: наличие непогашенной или неснятой судимости за совершение тяжкого, особо тяжкого преступления, а также преступления средней тяжести, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы; недееспособность или ограничение дееспособности; лишение права на занятие адвокатской деятельностью (на протяжении двух лет со дня принятия решения); увольнение с должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, с государственной службы или службы в органах местного самоуправления за нарушение присяги, совершение коррупционного правонарушения (на протяжении трех лет со дня освобождения). Кроме того, в ст. 7 Закона Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» установлены правила о несовместимости, т.е. закреплены виды деятельности, несовместимые с профессией адвоката.

Отдельные вопросы, связанные с допуском к сдаче квалификационного экзамена, сдачей квалификационного экзамена и прохождением стажировки, урегулированы решениями Совета адвокатов Украины. Это, в частности, Порядок допуска к сдаче квалификационного экзамена, Порядок сдачи квалификационного экзамена и Методика оценивания результатов сдачи квалификационного экзамена для приобретения права на занятие адвокатской деятельностью в Украине, утвержденный решением Совета адвокатов Украины № 154 от 1 июня 2013 г. и Положение об организации и порядке прохождения стажировки для получения лицом свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью (в новой редакции, утвержденной решением Совета адвокатов № 114 от 25 сентября 2015 г.).

После принятия относительно лица советом адвокатов региона решения о выдаче свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью, такое лицо приносит перед Советом адвокатов региона присягу адвоката Украины, после чего считается допущенным к профессии адвоката.

Таким образом, порядок приобретения права на занятие адвокатской деятельностью в Украине регулируется Законом и решениями Совета адвокатов, при этом решение большей части организационных и методических вопросов преданно на усмотрение Совета. С этой точки зрения привлекает внимание подход польского законодателя, в соответствии с которым все вопросы, связанные с организацией, проведением и методикой оценивания квалификационного экзамена, вплоть до порядка определения количества баллов, полученных за сдачу экзамена, прохождением стажировки, критериями оценивания и тому подобное, урегулированы непосредственно Законом Польши «Об адвокатуре» от 26 мая 1982 г. (с последующими изменениями).

Согласно Закону Польши «Об адвокатуре» в Реестр адвокатов могут быть включены (то есть к профессии адвоката допускаются) лица, которые: обладают безукоризненным неподкупным характером и своим поведением дают гарантию надлежащей профессиональной адвокатской практики; пользуются всеми гражданскими правами и имеют полную дееспособность; имеют высшее юридическое образование и получили степень магистра; прошли адвокатскую стажировку и сдали адвокатский экзамен.

При этом последнее условие в соответствии с ч. 1 ст. 66 Закона Польши «Об адвокатуре» не распространяется на: профессоров и докторов юридических наук; лиц, которые по меньшей мере три года занимали должность юриста или старшего юриста Генеральной Прокуратуры Казначейства или работали судебным приставом; лиц, которые работали судьей, прокурором, юридическим советником (юрисконсультом) или нотариусом; лиц, которые сдали судейский, прокурорский или нотариальный экзамен и не менее трех лет выполняли функции судебного, прокурорского эксперта, секретаря суда, помощника прокурора, судьи, или работали в Верховном, Конституционном суде или в международном судебном органе, или выполняли функции, связанные с предоставлением правовой помощи, или работали в органах государственной власти, где принимали участие в написании проектов законов, распоряжений или правовых актов местного права; лиц, получивших научную степень кандидата юридических наук и не меньше трех лет работавших секретарем или старшим секретарем суда, судебным или прокурорским стажером, помощником судьи либо прокурора, либо выполняли функции, связанные с предоставлением правовой помощи, или работали в органах государственной власти, где принимали участие в написании проектов законов, распоряжений или правовых актов местного права.

Отметим, что никаких подобных исключений относительно необходимости сдачи квалификационного экзамена для предоставления права на занятие адвокатской деятельностью украинским законодательством не предусмотрено. То есть сдавать экзамен в Украине приходится и бывшим судьям, и прокурорам, и докторам юридических наук. Привлекает внимание тот факт, что в Польше освобождаются от необходимости сдавать экзамен и проходить стажировку юридические советники (юрисконсульты в нашем понимании). Учет такого положения в украинском законодательстве нивелировал бы дискуссии, которые разворачиваются сегодня вокруг дальнейшей судьбы юрисконсультов предприятий в условиях адвокатской монополии. Правда, в Польше к юридическим советникам выдвигаются специальные требования, установленные Законом Польши «О юридических советниках» от 6 июля 1982 г., которые позволяют обеспечить качественный отбор профессионалов. Возможно, обеспечить качество юридических услуг в Украине поможет разработка профессиональных стандартов и введение единого государственного квалификационного экзамена по специальности «Право», сдача которого необходима для доступа в профессию (что предусмотрено Концепцией совершенствования правового (юридического) образования для профессиональной подготовки юристов в соответствии с европейскими стандартами высшего образования и юридической профессии). При условии такого ужесточения требований на этапе доступа в профессию юриста в целом и при наличии необходимого опыта работы по специальности, который включает, в том числе, представительство в суде, возможным будет допуск юридических советников к адвокатской практике без сдачи дополнительного квалификационного экзамена и прохождения стажировки.

Кроме того, в ч. 2 ст. 66 Закона Польши «Об адвокатуре» определен перечень лиц, которые освобождаются от прохождения адвокатской стажировки и допускаются к сдаче квалификационного экзамена без свидетельства о прохождении стажировки (ст. 77b Закона). К таким лицам относят кандидатов юридических наук, лиц, которые сдали судейский, прокурорский, нотариальный экзамен или экзамен судебного исполнителя, лиц, которые занимают должность советника или старшего советника Генеральной Прокуратуры Государственного Казначейства, а также других лиц, которые занимали определенные Законом должности по меньшей мере четыре года на протяжении последних шесть лет до момента представления заявления о допуске к экзамену.

Следовательно, в отличие от украинского законодательства, законодательством Польши установлена необходимость наличия стажа работы на определенных должностях не менее четырех лет.

Отметим, что сроки адвокатской стажировки в Польше дольше, чем в Украине. Так, в соответствии со ст. 76 Закона Польши «Об адвокатуре» адвокатская стажировка длится три года, но при этом после шести месяцев стажировки апликант может замещать адвоката во всех инстанциях, кроме Верховного суда, Верховного Административного суда, Конституционного суда и Государственного трибунала.

Вопрос о включении в Реестр адвокатов в Польше решается окружным адвокатским советом, но контролируется этот процесс Министром Юстиции, который в обязательном порядке должен ознакомиться с решениями о внесении в Реестр адвокатов, и если Министр не подпишет возражение на внесение в Реестр на протяжении тридцати дней со дня получения решения, внесение в Реестр адвокатов считается выполненным.

Перед началом выполнения профессиональных обязанностей адвокат в Польше так же, как и в Украине, приносит присягу, содержание которой определено в ст. 5 Закона Польши «Об адвокатуре».

Среди характерных отличий законодательства Польши об адвокатской деятельности, следует отметить правило об обязательном страховании гражданской ответственности адвоката за вред, нанесенный при осуществлении его деятельности. Обязанность страхования гражданской ответственности закреплена ст. 8 Закона Польши «Об адвокатуре». Подобные нормы свойственны законодательствам всех европейских стран, например, в Германии допуск к профессии адвоката происходит лишь при условии, что лицо заключило договор обязательного страхования гражданской ответственности или предварительно предоставило обязательство относительно страхового обеспечения (пар. 12 Федерального положения об адвокатуре Германии). Выскажем предположение, что, с учетом избранного Украиной курса на евроинтеграцию и необходимости адаптации украинского законодательства к европейским стандартам, есть все основания считать, что подобных тенденций следует ожидать и в Украине.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь