Европейский НДС при предоставлении электронных, телекоммуникационных услуг, а также услуг теле- и радиовещания

0
215

Формат и методы доставки многих товаров переносят их в категорию услуг, особенно в случае их передачи через Интернет, как, например, электронные книги, загрузка музыки, потоковая передача контента. Режим взимания НДС этой конкретной подкатегории услуг, предоставляемых в электронном виде, за последнее время подвергся значительным изменениям. В данном блоге мы рассмотрим требования действующего европейского законодательства, а в следующих постараемся охватить грядущие изменения в данной сфере.

В соответствии с европейским законодательством, вступившим в действие с 1 января 2015 года, телекоммуникации, теле- и радиовещание, а также электронные услуги облагаются НДС по месту нахождения клиента независимо от того, является он бизнесом или потребителем, находится на территории ЕС или за его пределами.

И все же, для обеспечения правильного налогообложения этих услуг поставщику необходимо определить статус своего клиента (является ли он плательщиком НДС), а также место его нахождения.

Самый простой и надежный способ определить, является клиент бизнесом или потребителем, – попросить у него номер плательщика НДС. Поставщики могут проверить НДС номера своих клиентов, используя веб-сайт системы обмена информацией об НДС (VIES): http://ec.europa.eu/taxation_customs/vies.

Местонахождение для бизнеса (плательщик НДС) определяется как страна регистрации либо страна, в которой он имеет постоянное местонахождение и получает услугу. Для потребителя (не плательщик НДС) местонахождением является страна регистрации или страна, на территории которой он имеет постоянный адрес проживания или обычно проживает.

Если с телекоммуникациями и вещанием все более или менее понятно, то с понятием электронных услуг стоит разобраться подробнее, так как мы сталкиваемся с этим чаще, чем думаем. В общеевропейском законодательстве электронные услуги определены как услуги, предоставляемые через Интернет или электронную сеть, характер которых делает их предоставление автоматизированным с минимальным вмешательством человека, а также обеспечение которых невозможно при отсутствии информационных технологий.

Существует довольно объемный перечень электронных услуг, однако мы перечислим лишь основные из них:

  • цифровые продукты в целом, включая программное обеспечение и обновления к нему;
  • предоставление или поддержание присутствия бизнеса или личного присутствия в электронной сети, такое как веб-сайт или веб-страница;
  • электронная почта, автоматически создаваемая с компьютера;
  • хостинг веб-сайтов и веб-страниц;
  • администрирование удаленных систем;
  • онлайн-хранилище данных, где хранятся и извлекаются конкретные данные в электронном виде;
  • доступ или загрузка фотографий, графических изображений или заставок;
  • оцифрованное содержание книг и других электронных публикаций;
  • подписка на онлайн-газеты и журналы;
  • блоги и статистика веб-сайтов;
  • онлайн-новости, информация о трафике и метеорологические отчеты;
  • предоставление рекламных площадок, включая рекламные баннеры на веб-сайте / веб-странице;
  • использование поисковых систем и интернет-каталогов;
  • доступ или загрузка музыки, фильмов, игр на компьютеры и мобильные телефоны.

Чтобы заявить и оплатить НДС (как в ЕС, так и за его пределами), поставщик может использовать способ онлайн-декларирования/оплаты через систему единого окна (mini One Stop Shop – “MOOS”), зарегистрировавшись на соответствующем веб-портале в стране ЕС, где он зарегистрирован плательщиком НДС. Стоит сразу отметить, что данная схема является не обязательной, а упрощающей мерой. Она позволяет налогооблагаемым лицам не регистрироваться в каждом государстве-члене нахождения их клиентов.

На практике в соответствии с этой схемой налогоплательщик, зарегистрированный в MOOS в государстве-члене ЕС (государство идентификации), в электронном виде подает ежеквартальную MOOS декларацию, в которой перечисляются поставки услуг не облагаемым налогом лицам в других государствах-членах ЕС (государства потребления) вместе с подлежащим удержанию НДС. Эти декларации вместе с уплаченным НДС затем передаются государством идентификации в соответствующие государства потребления через защищенную коммуникационную сеть.

При трансграничном предоставлении услуг бизнесу клиент из другой страны ЕС (относительно поставщика) будет самостоятельно оплачивать налог в рамках механизма обратного налогообложения (reverse charge). Эта система позволяет покупателю услуги рассчитать налог по ставке своей страны и отчитаться по нему путем указания в декларации суммы налога к уплате и такой же суммы налога к вычету. Фактического движения денежных средств при этом не происходит, но контролирующие органы получают информацию о движении услуг внутри ЕС.

Наглядно правила НДС обложения электронных услуг, телекоммуникационных услуг и услуг теле- и радиовещания можно представить так:

Поставщик Клиент   Правило
Бизнес в или вне ЕС Бизнес в другой стране ЕС НДС поставщиком не взимается.

НДС учитывает клиент через механизм reverse charge.

Бизнес в стране ЕС Потребитель в другой стране ЕС НДС взимается поставщиком в стране нахождения потребителя.

Например, Шведский клиент загружает на свой мобильный телефон приложение эстонского поставщика. Эстонская компания должна взимать со шведского потребителя шведский НДС. Есть возможность использования MOOS.

Бизнес в стране ЕС Бизнес или потребитель за пределами ЕС НДС не взимается.

Например, если чешская компания продает антивирусную программу для загрузки через свой веб-сайт для пользователей в Австралии, то НДС не взимается. Но, если услуга эффективно используется и потребляется в стране ЕС, эта страна может принять решение о взыскании НДС (право государств-членов).

Бизнес вне ­­ЕС Потребитель в стране ЕС НДС взимается поставщиком в стране нахождения клиента.

Например, человек, живущий в Дании, платит американской компании за доступ к американским телеканалам. Американская компания должна взимать с клиента датский НДС. Есть возможность использования MOOS.

Исключением из общего правила является правило эффективного использования и потребления. Оно используется, когда:

  • место поставки находится в Евросоюзе, но услуги потребляются за его пределами;
  • место поставки находится за пределами ЕС, но услуги потребляются в ЕС.

Эффективное использование и потребление имеет место, когда клиент фактически потребляет услуги не по месту нахождения, независимо от договорных условий и оплаты.

Например, услуги по предоставлению баннерной рекламы на веб-сайте издания, предоставляемые компанией в Германии для бизнеса в США, по общему правилу, облагаются налогом по месту регистрации клиента, и, соответственно, европейский НДС не взимается. Однако, если веб-сайт издания используется для рекламной кампании в пределах Германии, немецкие компетентные органы, используя правило эффективного использования и потребления, могут принять решение о том, что НДС взимается на территории Германии.

Итак, суть законодательных требований по взиманию НДС с электронных, телекоммуникационных, и услуг теле- и радиовещания в том, чтобы поставщики оплачивали НДС на такие услуги в каждой стране ЕС, в которой они их предоставляют. Для многих компаний это может привести к юридическому требованию о регистрации плательщиками НДС отдельно в каждой стране ЕС, где у них есть клиенты. Именно по этой причине была создана система MOSS, с помощью которой декларирование и уплату НДС по нескольким европейским странам можно произвести посредством единой электронной декларации, подаваемой в местный налоговый орган.

 Автор: Алёна Выдыш,

юрист Finance Business Service

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь